Выберите язык

Язык / Language:

дети

Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: «иди плешивый! иди плешивый»! Он оглянулся и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребёнка.
4 Цар. 2:23,24

Некоторые люди, прочитавши этот отрывок из Писания, возмущаются кажущейся бесчеловечностью и чрезмерной обидчивостью пророка, говоря: «Чего можно требовать от «малых детей», им хочется позабавиться». Другие же, отвечая порицателям человека Божия, приводят многочисленные факты, что всякое попустительство детям в проявлении злых наклонностей укореняет в них зло и содействует росту преступности.

Но для более верного понимания этого случая с пророком Елисеем нужно обратить внимание на время, место и обстоятельства, да и познакомится с разными переводами и еврейским текстом Писания. Начнём с переводов.

В русском переводе «малые дети», а в новом польском переводе – «mali chtopcy», в немецком – «kleine Knaben»,  в английских – «little children» (KJV), «small boys» (NEB), «young lads», «NAS» – «малые дети», «малые мальчики», «молодые парни». В древнем греческом переводе стоит «naibapiauixpa» (малые дети), а в латинском – «pueriparvi» (малые мальчики). И в еврейском тексте мы читаем (неарим кетаним – малые мальчики). Но еврейское слово «наар» (мальчик) имело очень широкое значение, от младенца мужского пола до молодого человека лет двадцати и выше.

Царь Соломон, после помазание его на царство, в молитве к Богу о себе говорил, что он – «наар катон» (малый мальчик, 3 Цар. 3:7). В русской Библии ради лучшего понимания слово «наар» переведено словами «младенец» (Суд.13:5. 8), «дитя» (1 Цар. 1:24. 27), «отрок» (Быт. 22:3. 5), «юноша» (Быт. 34:19; Исх. 33:11), «слуга» (3 Цар. 20:14­-15; 4 Цар. 4:12; 5:20).

Польское, украинское и белорусское слово «хлопцы», подобно русскому «ребята», употребляются и по отношению к детям, и по отношению к молодым людям. Да и в Новом Завете читаем, что Христос иногда называл Своих учеников «дети», хотя некоторые из этих «детей» были женатыми. Предполагают, что 3-­я и 4-­я книги Царств написаны пророком Иеремией, который назвал весь еврейский народ «неразумными детьми» (Иер. 4:22).

Вероятно, и мальчиков, которые встретили пророка Елисея, он назвал «малыми» потому, что в них было мало познания Бога и Его законов, а что это были не «малые дети», можем заключить из факта, что они вышли из города не на прогулку со своими родителями или няньками, а сами отправились гурьбой искать каких-то развлечений или острых ощущений; но возможно и то, что они собрались и вышли за город совершать какое-то празднество, осуждаемое пророком Елисеем.

Место Вефиль находился в 17 км на север от Иерусалима, и впервые упоминается в Библии как место, на восток от которого Авраам раскинул свой шатёр, «и создал там жертвенник Господу, и призвал имя Господа» (Быт. 12:8). Раскопки, начатые в 1928 г. В. Олбрайтом и приведённые им и Д. Келсо в 1934 и в 1957 г., неопровержимые доказательства говорят, что здесь был построен город около 2200 лет до Р. Х., то есть пару сотен лет раньше прихода Авраама в Палестину. Ханаанское название этому городу было Луз, и в нём находился храм Элу (божеству палестинскому).

Близ Вефиля Иаков, внук Авраама, имел чудное сновидение, и поставил на том месте «памятник», и дал обет Богу. После завоевания Палестины израильтянами во дни Иисуса Навина, Вефиль достался в удел колену Вениаминову, но овладели ими сыны Ефремовы и он принадлежал им. Близ Вефиля жила Девора пророчица. 

В царствование Иеровоама (931-­910 до В.Х.) Вефиль сделался центром новой религии, установленной этим царём в противовес существовавшей в Иерусалиме. Царь поставил в Вефиле храм, поставил золотого тельца, назначил «священников», которые не были из сынов Левия, и установил праздничные дни, чтобы удержать народ от паломничества в Иерусалим.

Оставшиеся в Вефиле сторонники «старой веры» сидели тихо. Когда пророк Амос пришел в Вефиль и начал говорить во имя Господа, «священник» Амасия приказал пророку убраться из Вефиля, «ибо он – святыня царя и дом царский», и таким этот город оставался до разрушения израильского царства ассириянами в 722 г.

Время. В Царствование Ахава (874-853 до Р.Х.) его жена Иезавель ревностно вводила в Израиле культ Ваала и Астарты. В стране так сурово преследовали сторонников «старой веры», так что пророк Илия жаловался Богу: «сыны Израилевны оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои, пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её» (3 Цар. 19:14).

Засуха, продолжавшаяся три с половиной года, победа пророка Илии над пророками Вааловыми на Кармиле, а потом и смерть Ахава, изменили положение в народе и в царском доме. Старший сын Ахава, Охозия, в болезни обращался к Вельзевулу, божеству Аккаронскому, но вскоре умер.

Воцарившийся брат его, Иорам, «снял статую Ваала, которую сделал отец его; однако же грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввёл в грех Израиля, он держался, не отставал от них» (4 Цар. 3:1­3). Это значит, что Иорам возвратился к религии, установленной Иеровоамом, с храмом и золотым тельцом в Вефиле.

Обстоятельства. Если в царствование Ахава Илия был единственным известным народу пророком Господним, а в царствование Иорама, сына Ахавова, в Вефиле и Иерихоне находились «сыны пророков» (4 Цар. 2:3­5), то можно предположить, что пророк Илия, по возвращению с Хорива в Израиль, по повелению Божию сперва призвал Елисея следовать за ним, а потом основал духовные школы, воспитанники которых назывались «сынами пророков».

Но поскольку они не были «служителями» государственной религии, и хотя при новом режиме их не преследовали, всё же над ними подсмеивались. Скрытые отношения и настроения родителей в детях проявляются иногда слишком наглядно.

Грех мальчишек, насмехавшимся над пророком Елисеем, становится более очевидным, когда принимаем во внимание, что по закону Господню первосвященник и священники, помазанные для служения Богу, были обязаны покрывать голову.

Непокрытая голова считалась отличительным признаком прокаженного. Правоверные евреи и арабы в наше время покрывают голову во время богослужения и молитвы. Бог повелел пророку Илии «помазать» Елисея в пророка», и он, как помазанный пророк, обязан был покрывать голову.

Насмешка мальчишек: «Иди, паршивый!», не могла относиться к его физическому недостатку (прикрытому головным убором), а ударяла по его отделенности от прочих людей.

Мальчишки, которым могло быть от 10 до 20 лет, насмехались над пророком Господним, который шел с покрытой головою и был одет в милоть, которую унаследовал от пророка Илии. Эти мальчишки ругались над помазанием Господним и попирали закон Божий, который требовал: «Перед лицом седого вставай и почитай лицо старца, и бойся Бога твоего» (Лев. 19:32).

Наказание. Нигде во всей Библии не сказано, какими словами надлежит проклинать. Возможно, что пророк Елисей проклял своих насмешников «именем Господним». А поскольку мальчишки насмехались над его посвящением Господу, то суд Божий совершился немедленно: «вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два мальчика».

Предостережение. Привыкшие требовать от других евангельских поступков, т. е. прощения врагам и прошения для них милости Господней, забывают, что пророк Елисей жил под законом, который требовал сурового наказания для нарушителей закона, и это предписывалось делать не с целью мести, а ради удержания других: «прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя» (Втор. 19­:20).

Пророк Исаия, который очень много и ясно предсказывал о пришествии Мессии (Христа), Его страдании за грехи народа и Его грядущей славе, оставил и такие слова, обращенные к Богу: «Ибо, когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых, и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26:9­-10).

Желающие мудрствовать и поправлять слово Божие обязательно попадут в беду, а благоговеющие пред Богом уверены, что закон Божий «положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога» (1 Тим. 1:9­-11). Даже кроткий и смирённый Иисус сделал бич из верёвок и изгнал торгующих из храма, а бесплодную смоковницу, обманывавшую глаза, предал проклятию.

Глядя на совершающие суды Божии, искупленные поют: «Велики и чудны дела Твои, Господи, Боже Вседержитель! Праведны и истины пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15:3­4).

Суд Божий совершился над оскорбителями пророка Елисея, ругавшимися над его посвящением Богу. Как это ни странно, но и кроткий Иисус объявил, что «кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мрк. 3:29).

Д. А. Ясько