Выберите язык

Язык / Language:

крест

Бог имеет душу – и Он Сам засвидетельствовал об этом в Писании во многих местах (Лев. 26:11,30; Пс. 10:5; Ис. 1:14; 42:1; Мф. 12:18; Евр. 10:38 и т. д.).

Что делает Бог, по свидетельству Писания, чтобы вызвать к существованию живую душу животных? Из Бытия 1:20 видно, что Он не совершает никакого действия, но говорит: Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и в ст. 24: Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. Мы видим здесь, что Бог участвовал в происхождении животных Своим властным творческим словом, обращенным к воде и земле, и от одного Его слова возникают души животных.

Человек не является созданием или результатом взаимодействия сил органического или неорганического мира, но исшел прямо от Бога. Мы читаем в Бытии 1:26, как Триединый Бог еще прежде создания человека держит совет о нем, о его существе. Написано: И сказал Бог (Элохим –во множественном числе): сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему...

Существует ли второе такое же создание, для которого Бог Сам пожелал бы стать первообразом? Подумайте и изумитесь, что Он, Который некогда при оглушительном трубном звуке в громах Синая, под угрозой торжественно запретил делать всякое изображение и образ в поисках найти Ему уподобление, создавая человека, Сам дает ему Свой образ!

Бог выполнил то, что задумал. Написано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил Его (Быт. 1:27).

В Бытии 2:7 сказано: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Здесь перед нами Самим Богом предпринято сотворение тела человека. То была земля Едема, над которой еще не тяготело проклятие, из которой могло произрастать дерево жизни, чьи плоды давали вечную жизнь даже падшему грешнику, если бы он вкусил их (Быт. 3:22). Таким образом, тело человека по сотворении его должно было выглядеть хорошо весьма.

Что это было за создание? Насколько нежно, прекрасно и художественно было оно воспроизведено, нам не говорится, но еще и в наши дни тело человека является чудом и честью своего Создателя. Таким, созданным из праха земного Божьей рукой, лежал человек перед Своим Творцом. Было ли это создание в тот момент подобием и образом Божиим?

Ни в каком отношении не мог человек своим внешним видом напоминать образ Божий, даже если бы он в тот момент и обладал жизнью, потому что Бог не имеет образа, – Он есть дух. Из этого следует, что уже после того, как было сформировано тело человека, ему было дано подобие Бога тем, что Он, имеющий жизнь в Себе Самом, вдунул в лицо человека дыхание жизни.

Это была другая часть человека, Божественная, которая, как сообщает нам Священное Писание, была низведена в человека прямо от Бога. Это та часть, которая возвышает человека над всеми прочими созданиями и посредством которой человек может представлять Бога на этой земле.

В Библии написано: и стал человек душою живою. Это Самим Богом данное заключение в описании сотворения человека бесспорно указывает, насколько иначе, несравненно отлично от всех остальных существ получил свою душу человек.

Почему Бог с такой тщательностью идет на дело создания? Божие намерение было, чтобы человек, как Его представитель, господствовал над рыбами морскими и птицами небесными, и над всей землей. Бог, снабдив человека могуществом и силой от Себя, поставил его в центре всего прекрасного в мире и передал ему правление всем, что принадлежало, по существу, только Иегове.

Отсюда нам становится понятным двойственность в природе человека. Было необходимо, чтобы этот владыка и царь находился с доверенным ему царством в самой тесной близости. Поэтому Бог дал человеку тело из той же природы, из того же состава материи, как этот мир. Посредством вещественного начала в себе человек должен был стать видимым для мира и вступить с ним в полную связь.

С другой стороны, человеку было необходимо носить на себе отпечаток Божественной природы, то есть быть причастным природе Самого Бога. Это была природа Самого Бога, которую Творец сообщил человеку, вдунув в него дыхание жизни, через что и дал душу человеку.

Однажды, когда Господь в особом откровении Давиду пролил Свой свет на положение человека во вселенной, Давид воскликнул: Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его! (Пс. 8:5­7). И Дух Святой, Который эти вдохновенные слова переносит в Новый Завет, прибавляет: …когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему (Евр. 2:8).

Во Христе Иисусе, втором Адаме, Который возместил потерю, происшедшую от грехопадения первого Адама, все это воистину осуществляется: сначала в лице Христа, а далее – во всех тех, кто принадлежит Ему. О последнем уже теперь можно сказать как о совершившемся факте: И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! (Отк. 1:6).

Что человек имеет отдельную, независимую от тела душу, это доказывает и Ветхий, и Новый заветы. Пророк Илия просит Бога при воскрешении сына сарептской вдовы: Господи, Боже мой, да возвратится душа отрока сего в него. Пророк ясно говорит о душе, которая была у ребенка, и просит о возвращении ее. И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил (3 Цар. 17:21­-22). Мы видим здесь, что Бог не создает никакой новой души, чтобы вновь оживить дитя, но согласно просьбе пророка Илии, возвращает ту же самую душу обратно маленькому бездушному телу.

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26). В то время как для тела, для земного существования, с приобретением всего мира достигается самое лучшее, что можно пожелать, для души человека этим самым достигается худшее. Как поэтому отлична от тела и в известном отношении независима от него наша душа и ее блаженство по Слову Господа!

Апостол Павел сказал о Евтихе, когда тот упал с третьего жилья и был поднят мертвым: Не тревожьтесь, ибо душа его в нем (Деян. 20:10). Все находили, что юноша Евтих уже простился с жизнью, тогда как апостол утверждал о присутствии в теле его души.

Кто же мог бы найти что-­то странное в том, что Бог, после того как Сам вдохнул человеку дыхание жизни, называет его живою душою? Почему Бог не делает ничего подобного с животными, которые ведь тоже имеют душу? Между тем о человеке Бог так выражается очень часто и в Ветхом, и в Новом завете: душа – самая возвышенная часть человеческого существа, и что же здесь удивительного, если Творец с особенной любовью называет человека просто душою. Мы читаем, например, в Бытие, что Бог все потомство Иакова, идущее с ним в Египет, исчисляет в душах и говорит: …всех душ, пришедших с Иаковом в Египет 66… (46: 26). Кто же будет еще сомневаться, что здесь подразумеваются шестьдесят шесть человек, а не только их души в абстрактном понимании этого слова. Также читаем в Деяниях: …и присоединилось в тот день душ около трех тысяч (2:41), то есть около трех тысяч человек.

Если мы правильно понимаем данный в Библии образ человека, его душу, то какая получается разница между созданной по образу и подобию Божьему душой человека, повелителя всей земли и твари, и душою животных!

Иван Каргель